Проект продается! Почта marketing@rostech.ru

Леонардо

Смыслы в эскизе Витрувианского человека

Смыслы в эскизе Витрувианского человека

Почему Витрувианский?

Современником Леонардо был римский архитектор Витрувий. Трактат Витрувия «Мужчина эквилибре» стал основой для рисунка Да Винчи. Витрувий в своих работах по архитектуре исследовал пропорции человеческого тела в приложении к строительству зданий. Архитектор рассчитывал меры длин ладонями и локтями, используя в дальнейшем эти измерения на практике, при возведении зданий.

Эскиз витрувианского человека датируется приблизительно 1490-1492 годами и был обнаружен в рукописях Леонардо совершенно случайно. Существует точка зрения, согласно которой на эскизе Да Винчи изобразил самого себя.

В своей записной книжке Леонардо писал:

«Древний человек был миром в миниатюре. Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосм Вселенной»

Витрувианский человек — это гармоничный образ, в центре которого находится идеально пропорционально сложенный мужчина. Тело изображено в двух положениях, одно из которых вписано в квадрат, а второе — в окружность. Однако, две позы здесь только на первый взгляд, всего же их можно начитать 16.

Существует определенное толкование всей композиции.

Квадрат олицетворяет все материальное, земное. Центр квадрата приходится на область паха. Если внимательно присмотреться к фигуре человека, которая вписана в квадрат, то можно заметить «отсечки», отмечающие пропорции, о которых архитектор Витрувий писал в своих заметках.

Окружность — символ божественного, в том числе и божественного происхождения человека. На фигуре, вписанной в окружность, черточек нет, она не измеряется. Поскольку как явление божественное, эта фигура и не может быть измерена. Центр окружности приходится на область пупка человека.

Позы, в которых изображен человек в круге и квадрате на рисунке — отображают движение и покой. Таким образом Леонардо пытается передать противоречие духа – круга и материи — квадрата. В этом видится символ единства и борьбы духа и материи — человек стремится к земному, несмотря на божественную составляющую.

Витрувианский человек – это не только символ симметрии человеческого тела, но и символ симметрии всей Вселенной.
В пропорциях обьем круга и обьем квадрата абсолютно равны. Это символ того, что материальное и духовное – суть взаимопереходные, взаимосвязанные состояния.

Витрувианский человек — кто он?

Кроме гипотезы, что это автопортрет самого Леонардо, существует еще одна интересная теория. Согласно ей, витрувианский человек – это изображение Христа. Леонардо действительно занимался реставрацией Туринской Плащаницы. И вот, вдохновленный изображением Христа на святыне, он переносит идеальные пропорции его тела на свой рисунок. То есть он изображает пропорции бога в человеческом теле. Художник, поместив мужскую фигуру в центр мироздания, изобразил человека по образу и подобию Иисуса Христа.